Главная Договоры Налогообложение операций, связанных с исполнением договора мены

Задайте Ваш вопрос на сайте

  • адвокат

Задайте Ваш вопрос адвокату

Нажмите чтобы задать вопрос

Пожалуйста, помогите нам сделать сайт лучше. Примите участие в опросах. Напишите свои замечания в разделе "Отзывы"

Хотели бы Вы пользоваться услугой ЛИЧНЫЙ АДВОКАТ?
 
Какую абонентскую плату Вы готовы платить за услугу ЛИЧНЫЙ АДВОКАТ?
 

Налогообложение операций, связанных с исполнением договора мены


Налогообложение операций, связанных с исполнением

договора мены

В данном разделе статьи мы рассмотрим порядок обложения операций по договору мены налогом на прибыль и НДС.

Налог на прибыль. Бюджетные учреждения, как и любые другие организации, осуществляя операции, являющиеся в соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль, (подробнее в материалах сайта) становятся плательщиками указанного налога и определяют налоговую базу в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Объектом обложения налогом на прибыль признаются доходы бюджетных учреждений, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ. Доходом от реализации признается выручка от реализации не только товаров ( работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, но и имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары ( работы, услуги) или имущественные права, выраженных в денежной и ( или) натуральной формах ( ст. 249 НК РФ).

Таким образом, доходы бюджетного учреждения в виде стоимости поступившего по договору мены имущества облагаются налогом на прибыль.

В соответствии с п. 4 ст. 274 НК РФ доходы, полученные учреждением в натуральной форме в результате реализации товаров ( работ, услуг), имущественных прав ( включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки с учетом ст. 40 НК РФ.

Согласно нормам НК РФ учреждение самостоятельно утверждает метод признания доходов и расходов от приносящей доход деятельности ( метод начисления или кассовый метод) в целях налогового учета. Напомним, что бюджетные учреждения имеют право использовать кассовый метод признания доходов и расходов, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров ( работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 000 000 руб. за каждый квартал ( п. 1 ст. 273 НК РФ). Датой получения дохода при кассовом методе признается день поступления средств на лицевые счета и ( или) в кассу учреждения, поступления иного имущества ( работ, услуг) и ( или) имущественных прав, а также погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом.

В свою очередь, (подробнее в материалах сайта) при применении метода начисления датой получения дохода признается день реализации товаров ( работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств ( иного имущества ( работ, услуг) и ( или) имущественных прав) в их оплату ( п. 3 ст. 271 НК РФ).

Расходами, связанными с осуществлением приносящей доход деятельности бюджетного учреждения, являются затраты, которые напрямую связаны с осуществлением данной деятельности и извлечением из нее дохода.

Напомним, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные ( понесенные) бюджетным учреждением.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Документально подтвержденными расходами признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и ( или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы ( в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно ст. 268 НК РФ при реализации товаров и ( или) имущественных прав учреждение вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров и ( или) имущественных прав в следующем порядке:

при реализации амортизируемого имущества на его остаточную стоимость, (подробнее в материалах сайта) определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ. Необходимо отметить, (подробнее в материалах сайта) что, если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения. Конечно, полученный убыток включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации;

при реализации прочего имущества на цену его приобретения ( создания), а также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ;

при реализации покупных товаров на стоимость их приобретения, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров ( ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости или стоимости единицы товара).

Кроме того, налогоплательщик вправе уменьшить доходы от операций по реализации товаров и ( или) имущественных прав на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.

Пример 1. Бюджетным учреждением по договору мены приобретено основное средство стоимостью 29 500 руб. ( в том числе НДС 4500 руб.), в оплату которого передано другое основное средство. Конечно, переданное бюджетным учреждением основное средство приобреталось за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Его первоначальная стоимость составляла 40 000 руб. Нам кажется, сумма начисленной за период эксплуатации основного средства амортизации составила 30 000 руб. В соответствии с условиями договора передаваемые основные средства признаны равноценными. Расходы на перевозку основного средства к покупателю составили 2000 руб.

Рассчитаем налог на прибыль.

Как было отмечено ранее, доходами по товарообменным операциям признается выручка в размере 25 000 руб. Указанные доходы учреждение вправе уменьшить на остаточную стоимость передаваемого основного средства (40 000 30 000 = 10 000) руб., а также на расходы, непосредственно связанные с реализацией основного средства ( в нашем случае транспортные расходы 2000 руб.).

Налоговая база будет равна 13 000 руб. (25 000 10 000 2000). Нам кажется, соответственно, налог на прибыль составит 2600 руб. (13 000 руб. x 20% / 100%).

НДС. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров ( работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров ( результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Напомним, что реализацией признается соответственно передача на возмездной основе ( в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов работ, выполненных одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе ( ст. 39 НК РФ). Таким образом, товарообменные операции, производимые по договору мены, признаются НК РФ реализацией и, следовательно, являются объектом обложения НДС.

Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров ( работ, услуг) по товарообменным ( бартерным) операциям налоговая база рассчитывается как стоимость указанных товаров ( работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, и без включения в них суммы налога, то есть по рыночным ценам.

При реализации товаров ( работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене ( тарифу) реализуемых товаров ( работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к уплате покупателю этих товаров ( работ, услуг) соответствующую сумму налога, которая исчисляется по каждому виду этих товаров ( работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля ( п. 1 ст. 168 НК РФ).

Виды ставок по НДС установлены в ст. 164 НК РФ, согласно которой по общему правилу при осуществлении товарообменных операций учреждения обязаны применять налоговую ставку 18%. Вместе с тем в случае реализации по договору мены имущества, отраженного на балансе учреждения с учетом суммы НДС ( например, приобретенного за счет бюджетных средств), должна применяться налоговая ставка, определяемая как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. Конечно, п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. То есть при реализации имущества, отражаемого в бюджетном учете с предъявленным поставщиками и подрядчиками НДС по ставке 18%, расчетная ставка будет составлять 15,25% (18 / 118 x 100). Если имущество учитывается с НДС по ставке 10%, то расчетная ставка НДС составит 9,09% (10 / 110 x 100).

Кроме того, согласно п. 3 ст. 154 НК РФ налоговая база в данном случае будет рассчитываться как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ, с учетом налога, акцизов ( для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества ( остаточной стоимостью с учетом переоценок). Конечно, при этом остаточная стоимость имущества должна определяться на основании данных бухгалтерского учета.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1, однако, несомненно учтем, что реализуемое бюджетным учреждением по договору мены основное средство учитывалось с НДС по ставке 18%.

Произведем расчет налоговой базы по НДС для бюджетного учреждения: 25 000 10 000 = 15 000 ( руб.).

Сумма НДС, подлежащая уплате, составит: 15 000 руб. x 15,25% / 100% = 2287,50 руб.

Напомним, совершая операции, подлежащие обложению НДС, бюджетное учреждение обязано выставить счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС. В случае реализации имущества, числящегося в бюджетном учете вместе с НДС, предъявленным поставщиками и подрядчиками при приобретении товаров, работ, услуг, в счете-фактуре на реализованное имущество указывается сумма налога, исчисленная в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ. Конечно, при этом в графе 8 счета-фактуры указывается сумма налога, предъявленная к уплате покупателю, в графе 5 налоговая база с учетом налога, в графе 7 ставка НДС с пометкой межценовая разница , в графе 9 стоимость реализуемого имущества ( Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@).

Согласно ст. 171 НК РФ бюджетные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, (подробнее в материалах сайта) могут уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии с гл. 21 НК РФ, на сумму налога, предъявленную поставщиками и подрядчиками при приобретении товаров, работ, услуг, а также имущественных прав на территории РФ.

В заключение отметим, что, по мнению ВАС РФ, высказанному в Постановлении от 21.09.2010 N 5812/10, при обмене транспортными средствами, закрепленными за учреждением на праве оперативного управления, не происходит реализации товаров по смыслу ст. Нам кажется, ст. 39 и 146 НК РФ, соответственно, указанные операции не подлежат обложению НДС.

Автор: А. Гусев

. Наш

 

Национальный Центр Правовой Помощи


Национальный Центр Правовой Помощи, портал "Закон Один" zakon-1.ru создан в 2004 году и уже 8 лет успешно обеспечивает своим клиентам лучшие рекомендации по выбору оптимального плана решения стоящих перед клиентом задач, производит все необходимые консультации.


Сегодня Национальный Центр Правовой Помощи является крупнейшей группой юридических фирм и адвокатских образований в Московском регионе и в России - это более 50 интернет ресурсов, десятки адвокатов и юристов, Гильдия Юристов Рынка Недвижимости, Межрегиональный Третейский суд Москвы и Московской области, Первая Национальная Коллегия Третейских Арбитров.


Национальный Центр Правовой Помощи - это квалифицированная юридическая помощь, оперативная юридическая консультация.


На сайте zakon-1.ru предоставляется юридическая помощь, краткая бесплатная юридическая консультация в виде ответов на вопросы в формате задать вопрос юристу онлайн, задать вопрос адвокату онлайн, юрист онлайн бесплатно, адвокат онлайн бесплатно, консультация юриста бесплатно онлайн, консультация адвоката бесплатно онлайн.


Национальный Центр Правовой Помощи оказывает адвокатские и юридические услуги юридическим и физическим лицам самого высокого качества с использованием специальных бизнес-стандартов организации работы и контроля, с привлечением только проверенных опытных специалистов, имеющих опыт работы в крупных консалтинговых и юридических организациях.


Национальный Центр Правовой Помощи предоставляет юридическую помощь, юридическую консультацию, любые адвокатские и юридические услуги в областях


Корпоративного права: Сопровождение арбитражных споров, Исполнительное производство, Медиация, Корпоративные конфликты, Правовая поддержка договорной работы, Административно-правовая защита бизнеса.


Семейного права: Алименты, Развод, Раздел имущества, Наследство.


Жилищной и сопутствующих сферах: Приватизация, Признание права собственности, Коммерческая недвижимость, Сделки.


Адвокаты Национального Центра Правовой Помощи проконсультируют и совершат все законные действия, связанные с необходимостью обеспечения, восстановления нарушенных прав, а также их судебной защиты. Национальный Центр Правовой Помощи предлагает Вам лучшие на рынке условия на адвокатские и юридические услуги: гибкие цены, широкий ассортимент, высокое качество работ.

 

АГЕНТСКАЯ ПРОГРАММА

Если Вы представляете третьих лиц - примите участие в агентской программе.


Рекомендуйте нас своим друзьям и получайте заслуженное вознаграждение. Выплаты и условия полностью конфиденциальны, возможны любые индивидуальные согласования.

Специальные предложения

Пенсионерам и матерям-одиночкам предоставляется скидка 20% на юридические услуги при оказании юридической помощи.


Коллективные иски:
Ведение дел по коллективным искам (судебное представительство нескольких истцов по коллективному иску к одному ответчику) ― минус 20 ― 40 % от стоимости соответствующей услуги для каждого истца (в зависимости от количества истцов Коллективного иска)

Отправьте заявку для записи на прием:

 

Укажите контактный телефон (Title), Ваше сообщение: Имя, тема консультации, желаемый день и время приема (Feedback or comments)


Чтобы отправить сообщение нажмите синюю кнопку "Send feedback" внизу. Наш сотрудник свяжется с Вами в ближайшее время.

Контакты


Адвокатский Центр Национального Центра Правовой Помощи находится по адресу: Москва ул. Шаболовка, 34.


Комплексный бизнес-центр Matrixoffice, 2 этаж


Прием осуществляется только по предварительной записи по телефону - позвонить можно в любое время


Приемные часы: с 9-00 до 23-00
без выходных


также возможны индивидуальные согласования.


Для прохода в бизнес-центр необходим документ удостоверяющий личность (паспорт, водительские права). На ресепшене (на входе) позвоните по телефону Национального Центра Правовой Помощи указанному на сайте и наш сотрудник проводит Вас на прием (к сожалению, пока это наиболее удобный способ приема посетителей).


Все дополнительные вопросы Вы можете согласовать по телефону.


Схема проезда в Адвокатский Центр, Национальный Центр Правовой Помощи